8 (925) 315-10-10 с 9:00 до 21:00

История бренда Nike

18 Сентября 2016

Nike – одна из самых известных американских компаний, продукция которой реализуется во всем мире. А ее основоположник занимает 47 место в списке самых богатых людей мира.

Как все начиналось? Студент Орегонского университета Фил Найт никогда не мечтал о создании собственной компании. Он просто занимался спортом в университетской команде и иногда задумывался, почему американцы с такими же, как у него, доходами вынуждены носить неудобную, хотя и дешевую, обувь отвратительного качества. Конечно, существовал Adidas, но он был не всем по карману. 

После окончания учебы Найт пошел по собственному желанию на военную службу. Отслужив один год, он решил продолжить обучение и поступил в аспирантуру на экономическую специальность.  На одном из семинаров юноше нужно было написать план по развитию нового бизнеса. Найт догадался, что можно перепродавать дешевую японскую обувь, которая в то время отличалась хорошим качеством. Так учебное задание стало толчком к основанию огромной корпорации.

От идеи до ее воплощения в жизнь прошло несколько лет. Вначале Найт стал работать бухгалтером. Посетив Японию, он обратил внимание на местную обувь, которая как нельзя лучше подходила бы для занятий спортом и при этом была сравнительно дешевой. В 1964 году родилась «Blue Ribbon Sports», компания, созданная Филом Найтом на пару с Биллом Бауэрманом, с которым Фил дружил еще с университета. Тысяча долларов – таков был стартовый капитал фирмы. Деньги ушли на оплату товара японской обувной фабрики «Onitsuka Tiger». Найт слукавил, заявив, что представляет крупную компанию.
Фил Найт и Билл Бауэрман
На самом деле рабочим местом Найта был фургон микроавтобуса, а первыми клиентами – участники легкоатлетических соревнований. Поначалу продажа обуви была второстепенным занятием, которое не приносило большого дохода. Фил все так же работал бухгалтером и занимался преподаванием. Однако надежда на успех своего дела не оставляла его. В 1971 году он все бросает и целиком посвящает себя бизнесу.

Найт осознал необходимость переименования компании. Так появился новый сотрудник – менеджер по продажам Джеф  Джонсон. Именно он выбрал название, гарантирующее успех – имя Ники, богини победы (считается, что это произошло во сне). А еще Джонсон собрал отзывы о продукции, уточняя, что в ней хорошо, а что не очень.  Это позволило компании учесть все пожелания потребителей при создании новых моделей обуви. Дела пошли в гору, кроссовки буквально сметались с прилавка.

От одного магазина к всемирной известности


Фирма процветала, в конце 60-х годов перебрались с улицы в свой магазин в калифорнийском городке Санта-Моника. А в 1968 году покупателей ждали кроссовки из современных материалов, обладающие хорошей амортизацией.
Магазин Nike
Бизнес пошел в гору, очень скоро годовой доход Nike вырос до 1,3 млн долларов. Это встревожило японских партнеров фирмы, и те решили завладеть долей Nike. Однако у них ничего не вышло – Фил Найт переориентировался на другую фирму – «Nisho Iwai». В итоге создатели бренда задумались о производстве в Штатах.

Очередные нововведения вывели компанию на новый уровень. Во-первых, Бауермен изобрел рифленую подошву. Идея пришла ему в голову, когда он смотрел на вафельницу своей жены. С новой подошвой кроссовки весили как пушинка и способствовали лучшему отталкиванию бегуна от поверхности. Во-вторых, студентка из Портленда Каролина Девидсон за символическую сумму нарисовала эскиз знаменитого логотипа Nike – росчерк крыла богини. Впрочем, через много лет девушку утешили, подарив ей акции компании и статуэтку с бриллиантами в виде логотипа.

Олимпийские сборы в Америке в преддверии летней Олимпиады 1972 года поведали о компании всему миру. На всех мероприятиях можно было видеть Найта и его жену в майках с фирменным логотипом. Это была беспрецедентная акция, вскоре ее обсуждали все. А два последующих года обеспечили бренду первенство по количеству проданных в Америке кроссовок. Кроссовки Nike носили теннисисты Илиэ Нэсти и Джимми Коннерс, бегун Стив Префонтейн. Спортсмены побеждали, а обувь Nike становилась все популярнее. В 1978 году обувь компании начала продаваться и за рубежом.

После такого успеха естественным продолжением коллекции становится одежда в спортивном стиле, разработанная Филом Найтом вместе с супругой.

Популярности бренда во многом способствовала мода на здоровый образ жизни. Многие хотели купить кроссовки с рифленой подошвой.

Об известности Nike в те годы говорит тот факт, что в 1973 году компании принадлежало 50% доли рынка, а соперником в борьбе за покупателя стала фирма Adidas.

Серия кроссовок Nike Air


Свежую струю в производство внес в 1979 году Френк Перис. Его изобретение – так называемая «воздушная подушка» в подошве кроссовок – позволило носить обувь гораздо дольше. Правда, руководство компании не сразу оценило идею Периса  – инженер дважды обращался с предложением о сотрудничестве.
Nike Air
Примерно в это же время Nike регистрируется как акционерное общество, печатает акции. А 31 декабря 1981 года – день превращения компании «Blue Ribbon Sports» в Nike.

Майкл Джордан – лицо компании

Новым этапом развития компании становится реклама на телевидении. Кажется, что Nike ждет успешное будущее, однако происходит другое. В стремлении скрестить моду и спорт Nike создает кроссовки нового дизайна, но продаются они плохо. Компания сдает свои позиции и снова возвращается в спортивный мир.
Майкл Джордан
Требуется герой для рекламы, такой, на которого каждый захочет быть похожим. Выбор пал на баскетболиста Майкла Джордана. Майкл с удовольствием носил продукцию Nike и на матчах, и в обычной жизни. А кроссовки «Air Jordan» вообще вызвали скандал в мире спорта. Черный и красный цвета обуви запрещались Национальной баскетбольной ассоциацией, и спортсмена все время штрафовали. Но Джордан не обращал на это внимания, ведь ему хорошо платили за рекламу. Внакладе не осталась и фирма – мужская часть населения активно покупала изделия Nike, стремясь во всем походить на знаменитого баскетболиста.

К сожалению, компания забыла о женщинах, активно занимавшихся спортом как раз в эти годы. Инициативу перехватила Reebok. Фил Найт сделал вывод: надо менять политику компании, сделав упор на рекламирование товара и его сбыт.

Просто сделай это


По этим словам Nike узнают везде. Придумана была формулировка случайно. В 1988 году представитель рекламного агентства «Weiden & Kennedy» Дэн Вайден, общаясь с работниками компании, восхищенно произнес: «Парни из Nike, вы просто делаете это». Было создано несколько рекламных роликов, в которых фигурировала вторая часть фразы и присутствовал логотип Nike. С помощью юмора, некоторой примеси цинизма, а также сделав ставку на эмоции, Nike сделала свою продукцию модной. Кроссовки Nike стали показателем престижа, внушалась мысль, что носить  Nike – значит быть лучшим.  Культ тела, господствующий в те годы в Америке, только облегчал компании задачу. К тому же изделия носились долго и были удобными. В результате за десять лет доходы фирмы выросли с 877 млн до 9,2 млрд долларов. Лучший продавец года и самый известный логотип – так писали о Nike журналы.

Найт уходит из Nike


В 2004 году на пике популярности Nike ее основатель покидает свой пост. Выяснилась неприятная для компании вещь: фабрики Вьетнама, Индонезии и Китая, производящие обувь компании, используют детский труд. Да и взрослые работают за гроши по 56 часов в неделю. Все это отрицательно сказалось на репутации Найта и не способствовало успешным продажам. Планировалось, что бразды правления отойдут 34-летнему сыну бизнесмена Мэтью, однако он погиб в том же году. Поехав в компании друзей на озеро в Сальвадоре, он нырнул на 20-метровую глубину и утонул.Трагическая смерть Найта-младшего оказала сильное влияние на отца, и он отошел от дел. Новым главой Nike был избран Уильям Перез.

Nike в наши дни


На сегодняшний день компания производит не только одежду и обувь, но и снаряжение для разных видов спорта. Nike спонсирует спортивные мероприятия, и спортсмены по-прежнему рекламируют бренд (гольфист Тайгер Вудс, легкоатлетка Мерион Джонс). Компания обошла Adidas в сфере футбола.
Nike идет в ногу со временем, постоянно придумывая интересные и необычные проекты. По ее инициативе создана социальная сеть о баскетболе. Каждый поклонник Nike может даже побыть дизайнером, придумав и заказав свою модель обуви на специальном сайте.

Любопытен набор «Nike+iPod» – совместный продукт Nike и Apple. Это аудиоплеер, сообщающийся по беспроводной связи с приемником внутри кроссовок. На экран плеера выводятся данные, связанные с тренировкой (например, расстояние, темп ходьбы).

Лозунг компании – если у человека есть тело, он может быть спортсменом. Поэтому продукция Nike рассчитана на разных покупателей.



Журнал Гуд Мода Магазин Гуд Мода

Комментарии

Нет опубликованных комментариев.