8 (925) 315-10-10 с 9:00 до 21:00

История бренда Barbie

18 Февраля 2017

Культовая вещь, желанный фетиш, о котором мечтает каждая девочка во всем мире вот уже почти на протяжении полувека. Даже девочки на безликом пространстве Советского Союза мечтали получить это. О чем же может мечтать девчонка от 2 до 13 лет? Конечно о кукле! Но не простой, а с волшебным именем - Барби.

Можно ли назвать эту куклу просто игрушкой, ответить так сразу и не получится. Ведь сегодня Барби - это маленький мир, в котором все как в реальной жизни. Квартиры, машины, загородные дома, мебель огромный гардероб, друзья, личная жизнь, Барби имеет десятки профессий. Разве это не то, что принято называть реальной жизнью? Создатели куклы наделили ее жизнью активной, насыщенной и интересной. Они создали взрослый персонаж для маленьких девочек. Рассказали им историю о том, как замечательно быть взрослой. Хорошо это или плохо, правильно кукла выглядит или нет - о том ведут спор психологи уже не одно десятилетие.

Кто такая Барби, в этом давно уже нет секрета. Ее прообразом была фактурная барышня Лили, героиня немецких комиксов с 1952 года, публикуемых в послевоенной газете Bild Zeitung. Это была идеальная арийка с циничным и весьма вольным поведением. Печатная героиня пользовалась бешеным успехом и в результате получила воплощение в пластмассе и поступила в реализацию на прилавки магазинов. В 1955 году явление Лили стало сенсационным. Ее тело было наделено всеми признаками женственности, руки и ноги двигались отдельно, у нее был собственный гардероб. И любопытен факт, что кукла продавалась лучше всего в пивных пабах, пользуясь успехом у великовозрастных папиных дочек. 

А в 1956 году, в одной из поездок по Швейцарии, куклу заметила Рут Хэндлер, жена одного из руководителей знаменитой игрушечной компании - MATTEL. Эллиот Хендлер и Харольд Мэтсон. Союз приятелей, закрепленный в названии компании. Рут в этом дуэте была идейным вдохновителем. С ее легкой руки в свет появились уменьшенные копии мебели, домашней утвари, произведенной из отходов древесины. И именно она привезла в Штаты яркую пластмассовую блондинку Лили, с предложением выпустить на местный рынок такую «взрослую» куклу. 

Рут не только привезла куклу, она дала ей новое гражданство, так как одновременно выкупила у создателя права на производство игрушки. Обновленная Лили получила имя Барби, в честь маленькой дочери Хэндлеров - Барбары. 1958 год в Америке шел под знаком звезды Джейн Менсфилд, розово-пудровой блондинки, которая всю свое окружение превратила в пышный розовый зефир. И это нашло отклик в сердцах американских девушек. Как можно догадаться, она и стал живым воплощением Барби. 

Златовласая, с пышными формами и ярким макияжем, обладательница собственного розового домика, длинноногая красотка была запатентована в 1958 году, как собственная разработка госпожи Хендлер. После проведения соц. опросов в предполагаемой среде покупателей, а точнее юных покупательниц и однозначного голосования «за», проект получил полное право на реализацию.

В 1959 году кукла прошла презентацию на публике во время игрушечной выставки в Нью-Йорке. Эталон женской красоты, в кукольном эквиваленте, предстал перед зрителями в купальном костюме, подчеркивающем пышные формы и, открытых туфельках-шпильках. Насколько реальной получилась кукла можно судить из того, что будь это живая женщина, то ее параметры при росте 167 см составили 99х46х84. Именно эти размеры, в дальнейшем, привели к ряду скандалов на почве участившихся случаем анорексии у девушек-подростков, которые в своем увлечении игрушкой, старались в максимально на нее походить. 

Но в 1959 году кукла потерпела полное фиаско на ярмарке. Взрослое население отказалось принять новинку. Оптовые покупатели единогласно заявили, что ни один родитель в здравом уме не позволит своему ребенку играть с такой игрушкой. Но Рут Хэндлер была толковым менеджером. Она принимает решение обратиться за помощью к телевизионной рекламе. И в очередной раз тезис - реклама - двигатель торговли, получил подтверждение. Барби ринулась завоевывать Америку. 3 доллара за одну пластмассовую красотку. Сотни кукол распродавались только, успевая попасть на прилавки магазинов. К 70-м годам прошлого века доход от продажи составил более 500 миллионов долларов. А к 1994 году суммарная прибыль считалась 2 миллиарда.

Англия, Франция, Италия - в этих странах, на одну девочку, по средним подсчетам, приходится десяток кукол Барби. Сегодня игрушка успешно поставляется в 150 стран по всему миру, включая и Россию. Это единственный нереальный персонаж, увековеченный в музее восковых фигур в Париже, ей посвящены циклы стихов. В честь нее открыт одноименный музей. В Барби-стиле построена деревенька в Англии. Эту куклу копируют. Создают коллекции с ней. В наше время существует около 100 тысяч зарегистрированных Барби-коллекционеров. Каждые несколько секунд, где-то в мире, продается одна кукла.

Компания Mattel предусмотрела и тот факт, что в ряде стран официальный вид куклы не будет принят по культурным и религиозным соображениям. Для восточных стран была разработана очень успешная, мусульманская версия - Фула, а в 1992 году стартовали продажи японки Джени, аниме-версии Барби. 
Начиная с 1960 года, гардероб для маленькой модницы отшивался в самых именитых модных домах Ив Сен-Лоран, Пьер Карден, Жан Поль Готье, Живанши. Что, как показало время, не менее прибыльно, чем обшивать таких звезд, как Мадонна. 

К 1961 году было принято решение расширить ассортимент производства. И у красавицы появился бойфренд. Кен - первый из ухажеров и, пожалуй, самый известный. Имя свое он получил, так же в честь ребенка Рут - сына Кеннета. О том, как должен выглядеть Кен, должен ли он иметь мужские отличительные признаки, велось так же не мало споров. В итоге, было решено, что все должно выглядеть натурально, так как отсутствие таковых, равнозначно отсутствию груди у самой Барби. Правда, по неясной причине, на производстве случился сбой, и Кен, появился в свет без половых признаков. Как оказалось, для девочек этот признак не имел никакого значения. Важен был факт существования друга. В 1963 году в продаже появилась Мардж - подружка. В 1994 году - сестренка Скиппер. А так как вся история развития бренда состоит из очень чутких изменений в соответствии с требованиями социальной среды, то в 1969 году, под влиянием движения против расовой дискриминации, концерн выпустил темнокожую куклу Кристи. 1997 год ознаменовал потепление отношений между Россией и США, и вот вам русская Барби в национальных одеждах.

Насчет того, как развивался бренда Барби и о его сильнейшей социальной ориентированности, было проведено много исследований. И вот какая картина сложилась в результате. С каждым новым веянием Барби осваивала новую профессию. На сегодняшний день их у нее не менее 70. Археолог, врач, палеонтолог. Космический бум явил миру в 1965 году куклу-астронавта. Отдельного внимания заслуживает движение за права женщин. Так в 1960 году выпустили деловую девушку. Барби в строгом твидовом костюме, в обуви без каблука и в шляпке. Так и выглядела сотрудница нижнего звена - машинистка, секретарь. Придерживаясь этой линии, корпорация ежегодно выпускала, новую разновидность бизнес-Барби. К 1980-му году апогеем женской эмансипации стало появление куклы-военнослужащей и девушки в полицейской форме, и, в завершении всего была создана Барби-президент Соединенных Штатов. 

Тогда же, в 1980, году компания Mattel заключает договор с крупнейшей общественной организацией по вопросам воспитания девочек - Girls Club of America. Принято решение о участии корпорации в движении о профориентации девочек-подростков. Барби экстренно получила профессии доктора и учителя. 

В 90-х годах кукла умудрилась вырасти до размеров настоящего ребенка, почти в метр. Вырос и гардероб. Маленькие модницы с удовольствием примеряли платья от кутюр от своей пластмассовой подруги. 

Сегодня семья Барби насчитывает порядка 70 персонажей. Каждый со своими вещами, домами, автомобилями. Недавно у кукольной барышни появились бабушка и дедушка. Весьма симпатичные пожилые люди.
 
В 2004 году компания Mattel объявила об официальном «разрыве отношений» между Барби и Кеном. Правильнее будет сказать, что продажи жениха не очень радовали компанию. С тех пор было предложено несколько вариантов новых друзей для куколки. Но ни один из них не стал успешным. Личная Барби-жизнь, в отличии от карьеры у принцессы пока не сложилась. 

В 21 веке, Барби стала единственной игрушкой, вошедшей в книгу Гиннеса. Она возглавляет топ-20 самых продаваемых товаров. Возможности Mattel, в лице Барби, признает даже Walt Disney Company, на своей территории в Диснейленде. Стоимость одной куклы в наше время составляет от 16 до 500 долларов, против 3, с которых все начиналось. Откуда такой разброс цен? Ну, знаете ли, одно дело кукла-доктор, а совсем другое «Барби в разводе». Эта модель невероятно популярна в США. Как же, ведь получив развод Барби, по американским законам, получила и львиную долю имущества Кена.

Как считают психологи, успех куклы был предсказуем. В ней отразилась девичья мечта о взрослой жизни, желание стать успешной, красивой. Политкорректность компании Mattel позволила бренду Барби очень чутко реагировать на социальные движения, легко встраиваться в изменчивую конъюнктуру рынка. Таким образом кукла стала частью западной культуры. И постепенно слилась с миром живых людей. Она не смогла остаться просто кукольной принцессой. Через 56 лет после официального рождения Барби не получается назвать просто гламурной игрушкой. Она стала частью эпохи, со своей историей и судьбой, насыщенной событиями жизнью, той, которую нам подарила компания Mattel.

Журнал Гуд Мода Магазин Гуд Мода

Комментарии

Нет опубликованных комментариев.